Великая дата нашей истории 27 января 1944 года - День полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады. Если быть точными, то блокадное кольцо было прорвано 18
января 1943 года, но полное освобождение пришло только через 9 дней.
Для ребят младших классов в новинку и
информация о самой блокаде, и о героических жителях голодающего города, и о
записках Тани Савичевой. К 9 классу мы подошли с немалым багажом знаний. Ребята
знакомы и с работой художников, которые мастерили макеты и разрисовывали улицы,
путая немецких лётчиков. Им довелось подержать в руке 125 грамм хлеба, который
был на вес золота. А после летней экскурсии в Санкт – Петербург они ещё больше
пополнили багаж своих знаний. Всё сказанное активно комментировалось, дополнялось другими
учащимися. Так мы вместе вспомнили и про Кировский завод, и про посадку капусты
возле Исаакиевского собора, и про
изготовление медалей «За оборону Ленинграда» на Ленинградском монетном заводе. По этой причине наш урок начался с дискуссии.
Девятиклассники всему классу проговаривали самую трогательную, по их мнению,информацию, связанную с блокадой.
Ну а наша инициативная группа предложила ребятам
познакомиться с детскими рисунками, которые рисовали ребятишки в блокадном
Ленинграде.
В этом году наш класс работает над проектом «Имена». Что же,
пусть имена детишек, реальных свидетелей войны, голода, холода, смерти и
Великой Победы зазвучат в нашем проекте.
В Государственном музее истории Санкт – Петербурга хранится
274 рисунка. Большинство из них имеют сопроводительный текст – рассказ ребёнка,
что он нарисовал. Рассказы самых маленьких записывали воспитатели, которые
бережно оформляли и сохраняли в альбомах детские «документы истории».
Немцы и партизаны, корабли и самолеты, весна и чирикающие
воробьи, ёлка в детском саду, просмотр кино в бомбоубежище, цветы на
подоконниках и мертвецы в санках: дети, жившие в Ленинграде во время блокады, именно
так изображали окружавшую их реальность.
«Немцы решили
заморить Ленинград голодом, а наши рабочие построили дорогу через Ладожское
озеро, и все слали подарки в Ленинград!» (Галя Григорьева, 8 лет. 1941–1942
годы).
«Рабочие и работницы ушли рыть окопы и противотанковые рвы!»
(Боря Елисеев, 7 лет. 1941–1942 годы).
«В Ленинграде было
мало продуктов. Партизаны собрали в деревне и привезли их в Ленинград, а немцы
ничего не видели и не смогли отнять» (Галя Фомина, 7 лет. 1941–1942 годы).
«Дети спускались в бомбоубежище и смотрели там кино» (Галя
Фомина, 6 лет. 1942 год).
«Наступила зима.
Стало холодно и голодно. Люди умирали» (Вова Паршаев, 7 лет. 1942 год).
«Осень. В море корабли, самолеты летят на войну» ( Леня В.,
4 года 11 месяцев. 20 октября 1942 года).
«Разгорелися глаза, руки загребают. Мальчик плачет весь в
слезах — маму убивают» (Юра Шершунович, ученик 4-го класса. 1942 год).
«Осенью идет дождь и мочит немцев, и мне их не жалко» (Лида
М., 5 лет 7 месяцев. 20 октября 1942 года).
«Красная Армия, смело иди!» (Женя Ломп, 7 лет. 19 января
1943 года / На обороте рисунка синими чернилами написан текст стихотворения
семилетнего Вити Романова:
Сидел я в спальне
Читали с папой книжку
И вдруг вбегает мама с кухни
И говорит блокаду прорвали
Мы с папой умолкли
Читать перестали
Прослушали радио
И крепко все спали.
«Бой под Шлиссельбургом. Морская пехота вместе с красноармейцами
бьют немцев. Немцы бегут» (Галя Ч., 6 лет. 1943 год).
«Блокада прорвана» ( И. Шульман, школа № 284, класс 2 «А».
1943 год).
Просматривая презентацию с детскими рисунками, в классе чувствовалась тяжесть и
напряжение. Было понятно, что пятилетний ребёнок рисует только то, что видит.
А, судя по рисункам, видел он совсем не детскую жизнь.
Вот и у меня комок к горлу подступил. Страшно, что детям пришлось испытать на себе все ужасы военного времени: голод, холод,страх, потеря близких...
ОтветитьУдалитьДа, Анна Борисовна, от мыслей о ужасе блокады слёзы наворачиваются на глаза.
ОтветитьУдалить