среда, 7 мая 2014 г.

К Дню Победы. Маскировка Москвы.


Через два дня мы будем отмечать Великий праздник – День Победы. Наша страна прошла долгих четыре года страшной и кровопролитной войны. Многие события военной истории хорошо известны, но рассекречиваются архивы, а, значит, открываются и новые факты о тех страшных годах. Хочу Вам рассказать, как удалось замаскировать и сохранить уникальные архитектурные и стратегические объекты Москвы.
Пожалуй, одна из самых засекреченных страниц Великой Отечественной - защита центра Москвы от налётов фашистской авиации. С первых дней войны комендант Московского Кремля генерал-майор Николай Спиридонов в секретной записке на имя Берии предложил безотлагательно приступить к маскировке Кремля и прилегающих к нему территорий. Выполняя «особое правительственное задание», группа архитекторов и инженеров под руководством академика Бориса Иофана разработала фантастический для того времени проект. Гриф «совершенно секретно» с уникальных документов был снят совсем недавно.




28 чертежей, рисунков, схем, личные пометки архитектора Бориса Иофана, исчерканные, разноцветные, словно из детской раскраски – здания главной резиденции страны. Московский Кремль необходимо было превратить  в невидимку.
 Но как спрятать эту огромную территорию (28 гектаров)? Да и форма треугольника с зелёными крышами, жёлтыми зданиями да золотыми куполами хорошо видна с верху и, конечно же, известна немецкой авиации.
Уже был взят Минск. Семимильными шагами фашисты приближались к Москве. Медлить было невозможно. Первый вариант маскировки – перекрасить. Основная нагрузка – на комендатуре Кремля, свой объект – у каждого взвода полка специального назначения. Только на сложных, как колокольня Ивана Великого (одно из самых высоких тогда сооружений в Москве), работали альпинисты. Замаскировать все – к первой бомбардировке не успели, ровно через месяц после начала войны в ночь на 22 июля бомба в 250 килограммов попадает в Большой Кремлевский Дворец, между вторым и третьим окнами, но не взрывается.
Звезды на Кремлевских башнях погасли почти сразу – их зачехлили, золотые главы Кремлевских соборов покрасили, зубцы стен накрыли фанерой, на самих стенах нарисовали окна и двери.
          За строем солдат- замаскированный мавзолей.

К мавзолею, откуда тело Ленина уже 3 июля было эвакуировано, достраивают еще два этажа. Всю деревянную конструкцию соединяют с первым корпусом. Таким, в упаковке, невидимым, он простоит долго, откроют его – перед главным советским праздником. Несмотря ни на что, торжество 7 ноября 41-го должно было состояться.
 За сутки до парада, 6 ноября 41-го, маскировку сняли. Cердце советской страны – Мавзолей, на несколько часов приобрел свой настоящий облик. Риск, конечно, был, но, как сказал тогда Сталин: «Даже погода помогает большевикам». Целых три дня была нелетной.
 Фантастический проект по исчезновению с лица Москвы – Кремля – сработал. Пятнадцать разного калибра фугасных бомб, более 150 зажигалок – Московский Кремль бомбили восемь раз, сбрасывали даже бочку с нефтью, – но ни одного пожара, ни одного непоправимого разрушения. Правда, в конце победного 45-го комендатура Кремля столкнулась с другой проблемой – сделать Москву вновь златоглавой оказалось непросто – за четыре военных года краска въелась в купола. Существовала ещё одна проблема при маскировки Кремля - Москва река ( идеальный ориентир, изображённый на любой карте). На реку переправили десятки барж, а на них уже построили макеты зданий. Можно только представить, каково было удивление фашистских лётчиков, не обнаруживших гигантскую территорию Кремля ни по каким ориентирам! Ложные объекты строили по всей столице.
Маскировка Большого театра.
На улицах появились здания - призраки.
Здание манежа.
Построенный  перед самой войной в виде гигантской звезды театр  Советской армии (идеальная  авиацель) камуфляжная раскраска словно стёрла из городского пейзажа.
Театр Советской армии.

Стартегические Волоколамское и Ленинградское шоссе при взгляде с высоты, словно перестали существовать. Не менее тщательно маскировали и промышленные объекты. Замаскировав реальные заводы, на пустырях выстраивали грандиозные по величине лжезаводы из фанеры. Стадион "Динамо" был замаскирован от налетов вражеской авиации и тщательно охранялся.
Стадион "Динамо".
Зимой 1942 года на футбольном поле с целью маскировки были высажены молодые ели. С позиций сегодняшнего дня эта попытка выдать для немецких летчиков стадион за парк выглядит наивной и не совсем разумной, но она наглядно демонстрирует заботу государства о сохранении главной спортивной достопримечательности столицы. Ночные бомбардировки (на дневные – немцы не отважились), строились по классическому принципу. Одна или две осветительные бомбы, потом – остальные, но ни один снаряд не поразил ни первый корпус Кремля, где рабочий кабинет Сталина, ни Мавзолей Ленина, а это были главные цели противника. Обнаружить их – даже при хорошей погоде – фашистским летчикам было непросто, маскировка спутала карты.
Фото центра Москвы с самолёта.
С 21 июля 1941-го до середины 1942 года, когда закончились наиболее интенсивные бомбардировки, город пережил 95 ночных и 30 дневных налётов. В них участвовало 7202 самолёта, но к столице через истребителей, зенитный огонь и аэростаты удалось прорваться лишь 388. 29 марта 1942 года на территорию Кремля упала последняя бомба. 15 апреля кремлёвцы разобрали маскировку Мавзолея, у его дверей опять появился пост № 1. Тем не менее, налёты продолжались до августа 1943 года, опасность бомбардировок сохранялась до конца 1944 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий