четверг, 31 июля 2014 г.

Советы родителям. Кисти.


Здравствуйте, дорогие читатели! Приглашаю Вас на следующий мой урок  по выбору художественных принадлежностей. С красками мы слегка разобрались. Почему слегка? Просто мои советы посвящены родителям школьников, а не студентам худграфа, поэтому в дебри влезать не будем. Пора подумать о кистях. Нет, конечно, краски в рисовании  важны. Но, согласитесь, что какой бы дорогой, профессиональной и качественной краска ни была, с плохой кистью сложно нарисовать что- то стоящее.
Когда на уроке в работе с акварелью я рассказываю, что эта краска любит воду и важно побольше воды набрать на кисть, а передо мной сидит ребёнок с единственной кисточкой «в три волосинки» на которые просто невозможно набрать много воды, то хочется плакать. Поэтому, давайте разбираться в кисточках. Естественно, кисть должна быть хорошего качества, как по материалу, так и по сборке. Кисть состоит из трех частей: деревянная ручка (есть и пластмассовые, но это не самый лучший вариант), металлическая обойма (иначе — капсюля, цоколь) и волосяной пучок — рабочая часть кисти. Он может быть изготовлен из различных волосков (искусственных и натуральных), иметь различные формы и размеры. Обойма придает форму волосяному пучку (например, в плоских кистях), а так же служит для соединения волосяного пучка с ручкой кисти. Обойму изготавливают из металла, она может быть со швом или же цельнотянутая (предпочтительней). Цоколь не должен шататься или вообще слетать с ручки (на это следует обратить внимание при покупке кисти). От качества обжимки цоколя зависит и то, надежно ли закреплены волоски. Проверить это просто: прогладьте кончик кисти между пальцами. Если хоть один волосок выпал, кисть лучше не приобретать. Ручка кисти должна быть из твердых пород дерева, вроде бука или березы.
От того, как вы содержите свои кисти и как ухаживаете за ними, зависит то, как долго они вам прослужат.
-Кисти из натурального волоса, на всякий случай, нужно хранить с отпугивающими средствами от моли.
-Не давите сильно на рабочую поверхность кисти при рисовании, волоски обламываются о края обоймы.
-Не ставьте влажную кисть кончиком вверх сразу в стакан, подождите пока она высохнет в горизонтальном положении. Но хранить кисти надо в вертикальном положении волосками вверх.
-Не ставьте кисть в воду кончиком вниз и уж тем более не оставляйте ее так надолго.
-Не пугайтесь, если волоски новой кисти кажутся склеенными. Они специально обработаны, чтобы кисть не потеряла форму. Намочите волоски, и жесткость исчезнет.
-При работе с акриловыми красками старайтесь держать кисть в воде постоянно (но только не волосками вниз), так как акрил быстро высыхает и с трудом отмывается.
-Тщательно мойте и чистите кисти после работы с любыми красками.
Кисти бывают различной формы. Коротко о каждой:

КРУГЛЫЕ.  Пучок  заключён в круглую обойму. Пучок бывает короткой длинны, такие кисти используются для миниатюр, бывает пучок длинный. Это самая универсальная форма кисти. Такой кистью наносят линии с неизменной толщиной, либо линии, варьирующиеся по толщине. Это прекрасная кисть подходит для проработки деталей, покрытия крупных поверхностей (исходя из размера), создания всего рисунка, создания фактуры.

ШРИФТОВЫЕ. Это подвид круглых кистей с длинным пучком. Такие кисти используются для нанесения и закрепления контуров. Используется с жидкими красками.

ЛИНЕЙНЫЕ. Короче шрифтовых но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.

ПЛОСКИЕ. Пучок заключён в плоскую обойму. Пучок у таких кистей бывает коротким или длинным. Такие кисти удерживают много краски, ими очень хорошо ровно покрывать поверхности и подходят для проработки крупных участков поверхности листа или холста, так же мазки такими кистями будут широкими и ровными.

КОНТУРНЫЕ. Это подвид плоских кистей: они обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур. В основном контурные кисти применяют для масляной живописи. 
РЕТУШНЫЕ. Плоская кисть с подрезанным под углом кончиком. Предназначена для очень точных мазков. Кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, данная часть — превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в сравнительно мелких участках картины.

КОШАЧИЙ ЯЗЫК. Кисть  овальной или купольной формой. Применяется  весьма универсально – её можно использовать как обычную плоскую кисть и, в тоже время, как круглую, если повернуть ее в перпендикулярное положение.


ТРАФАРЕТНЫЕ. Служат для нанесения ровного слоя через трафарет. Так же эти кисти прекрасно подходят для лессировок или свободного рисования.

ФЛЕЙЦ. Предназначены для свободной живописи заливками. В основном используются при работе с акварелью и производятся практически всегда из мягкого беличьего волоса. Ими наносят тонкие ровные линии. Видимая часть волоса служит резервуаром для краски. Поэтому есть возможность провести длинную линию без повторного наполнения кисти, что очень важно при работе в акварельной живописи. Так же форма флейц часто используется при нанесении макияжа. для пудры и румян.

ВЕЕРНЫЕ. Плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. С их помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку. Вы также сможете смягчить контраст контуров и фактуру.
Надеюсь, что с формой всё стало понятно. Для уроков ИЗО минимум- плоские и круглые (или флейц) кисти, но обязательно нескольких размеров (размер кисти пишется цифрой на деревянной ручке). Не стремитесь приобретать только маленькие размеры. Кисть № 5 и больше почему- то пугают родителей и детей своей величиной, хотя без них в живописи никак нельзя.
Для Вас- на ручке размер и вид ворса.

Теперь слегка пройдёмся по видам кистей. Так как я освящаю работу акварелью и гуашью, то перечислю кисти для этих красок. 
Беличьи кисти (акварель , можно гуашь, но не очень); колонковые кисти (отлично и для акварели, и для гуаши); медвежьи кисти ( лучше гуашь, для акварели можно, но не очень); кисти пони (подходят для акварели и для гуаши, но следует учитывать, что ворс не отдаёт на бумагу всю насыщенность цвета); кисти ласка (альтернатива колонку, подходят для акварели и гуаши); кисти бычий волос (упругие, для нас подходят, но не бывают конической формы); кисти коза (хороши для акварели); кисти соболь (превосходная износостойкость, подходят для акварели и гуаши).
Хочу отдельно отметить новинку в художественной индустрии - кисти шейперы (вместо ворса у них каучук и силикон). Отлично подходят для растушевки, как пастели, так и карандашей, угля (это для увлечённых).


Несмотря на все это обилие, это далеко не все виды кистей, которые можно найти в магазинах. Эти виды самые распространенные и доступные. Кисти из разнообразных экзотических материалов (крысиный мех, растительные волокна, куриный пух и подобное) чаще используются для разнообразных восточных техник живописи. Если вы не ставите перед собой задачу постигнуть мастерство живописи Востока, тех видов и форм кистей, которые перечислены в моей статье, вам будет достаточно. Выбирайте по своим надобностям и финансовым возможностям. Удачи!



6 комментариев:

  1. Как же я люблю перебирать свои кисточки. Надо бы, правда, и по прямому назначению их почаще применять:)
    Спасибо, Владлена Валерьевна, за подсказку профессионала, а то я больше интуитивно выбираю, чем рисовать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Станиславовна, я начинала этот цикл статей для родителей и для себя (чтобы мне было легче деток учить живописи). Просто хочется плакать, когда видишь на уроке, что деньги родителей потрачены на ужасные краски, кисти, бумагу. Поэтому вдвойне приятно, что мои рекомендации пригодились и более опытным живописцам. Спасибо.

      Удалить
  2. Отличный обзор, Владлена Валерьевна! Всё подробно и доступно. Если родители прислушаются к Вашим советам, то у ребёнка не будет проблем на уроке ИЗО.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, я надеюсь, что всем нашим "учительским миром" мы сможем донести информацию до родителей. А потом дело за нами - научить детей живописи, да и не только ей. Так что готовимся к новому учебному году!

      Удалить
  3. Владлена Валерьевна, Пытаюсь за вами успевать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Вы всё успеваете. Как Вам это удаётся? Быть может Ваши сутки состоят не из 24 часов, а как минимум из 30?

      Удалить