четверг, 14 июня 2018 г.

Готовь "сани" летом


Дорогие ребята, школьная программа по литературе в 9 классе предполагает изучение серьезных, объемных произведений русской и зарубежной литературы.  Для их внимательного изучения вам может не хватить времени в течение учебного года, и поэтому предлагаю список литературы на лето. Прочтение этих произведений не только подготовит вас к новому учебному году, но и расширит ваш словарный запас, культурный кругозор, разовьёт  внимание и память, а кроме того, создаст базис для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.

Рекомендованный список литературы на лето для 9 класса включает прозаические, драматические и поэтические произведения, а также публицистику.
ЛИТЕРАТУРА XVIII века.
М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,  «Ода на день вошествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям», «Памятник».
А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Н.М. Карамзин. Слово о писателе. «Бедная Лиза», «Осень».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  XIX века.
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое», «Светлана».
А.С. Грибоедов.  Жизнь и творчество (обзор).  «Горе от ума».
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё быть может…», «Бесы», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», «Цыганы»,  «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери».
М.Ю. Лермонтов.  Жизнь и творчество (обзор). «Герой нашего времени», «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…» , «Есть речи – значенье…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…».
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).  «Мертвые души».
А.Н. Островский. Слово о писателе.  «Бедность не порок».
Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника».
РУССКАЯ ПРОЗА XX века.
 И.А. Бунин «Темные аллеи».
М.А. Булгаков  «Собачье сердце».
М.А. Шолохов «Судьба человека».
А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XX века.
А.А. Блок «Ветер принёс издалека…», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…».
С.А. Есенин «Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…».
В.В. Маяковский «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю».
М.И. Цветаева «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве».
Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…», «Где - то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
А.А. Ахматова. Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», « ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны».
Б.Л. Пастернак «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…».
А.Т. Твардовский «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX - XX веков.
А.С. Пушкин «Певец»;  М.Ю. Лермонтов «Отчего»; В. Соллогуб  «Серенада» («Закинув плащ с гитарой под рукою…»); Н. Некрасов «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»); Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»); А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…»; А.А. Фет « я тебе ничего не скажу…»;  А.А. Сурков «Бьётся в тесной печуре огонь…»; К.М. Симонов «Жди меня и я вернусь…»; Н. Заболоцкий «Признание».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Гай Валерий Катулл «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…».
Гораций « Я воздвиг памятник…».
Данте Алигьери «Божественная комедия».
Уильям  Шекспир «Гамлет».
Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст».
Стихотворный минимум (для заучивания наизусть в 9 классе).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов  Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадона. «Я вас любил…» (по выбору учащегося).
 «Евгений Онегин» (отрывок по выбору учащегося, например «Письмо Татьяны». «Письмо Онегина»).
М.Ю. Лермонтов. Смерть Поэта.  «И скучно и грустно». Молитва. Пророк. Родина ( по выбору учащихся).
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…». «Не жалею, не зову, не плачу…». «Разбуди меня завтра рано…». «Отговорила роща золотая…» (по выбору учащихся).
В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идёшь,  на меня похожий…». «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». «Где- то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).

Чтение всех произведений из рекомендательного списка обязательной литературы займет примерно 1,5 часа в день или 30-40 страниц текста. Важным также является ведение читательского дневника, в котором будет отражен краткий пересказ прочитанного, список действующих лиц, интересные мысли и цитаты и другая информация по усмотрению школьника. 
ПРОДУКТИВНОГО ВАМ ОТДЫХА!



2 комментария:

  1. Очень хочу пожелать школьникам найти эти 1,5 часа для чтения. Тем более, сейчас электронная библиотека для скачивания художественных произведений доступна любому школьнику.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, надеюсь, что в 9 классе мои ребятишки блеснут своей грамотностью и начитанностью.

    ОтветитьУдалить