суббота, 21 февраля 2015 г.

Мир образования: Вера, Надежда, Любовь в третьем тысячелетии

Идут из глубины веков
И почитаются в России
Надежда, Вера и Любовь
С премудрой матерью Софией.
Во втором веке, в Риме, жила тихой, затворнической жизнью одна очень благочестивая женщина-христианка, вдова с тремя юными дочерьми, звали ее София – что в переводе означает — Мудрость. Детей своих она назвала в честь главных христианских добродетелей – Пистис, Эльпис, Агапэ , что в переводе с греческого означает Вера, Надежда, Любовь. В те времена в языческой Италии были суровые гонения на христиан. Проповедование Сына Божиего грозило жестоким наказанием, а зачастую пытками и смертью. Несмотря на это, горячо веровавшая женщина не побоялась не только сама принять крещение, но и воспитать в любви к Иисусу Христу своих дочерей. Девочки росли в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению духовных книг…
Эту историю о Софии, умершей от горя над могилами своих дочерей и о трёх маленьких девочках, жестоко истерзанных и убитых, но не отступивших от своей веры я рассказываю своим ученикам. Маленькие девочки, слабые телом, своею мученической кончиной показали огромную силу духа и бесконечное мужество, укрепляемое благодатью Святого Духа. Именно взращивание большой и чистой души ребёнка доверено нам, педагогам. На протяжении всей истории человечества в сердце каждого из нас живут, притаясь или расцветая, Вера, Надежда, Любовь. Обладая необычайной притягательной силой, став родовыми качествами человечества, чутко, бережно, с незаметным постоянством ведут они свое великое дело осмысления жизни, восстановления, реабилитации души в условиях современного «истерзанного мира».
Задача современной педагогики - помочь ребёнку открыть перед земным обыденным сознанием врата в Беспредельное, объединиться в деятельности переживания за конечное и бесконечное, индивидуальное и универсальное, рациональное и интуитивное, внерациональное. Мера одаренности ученика зависит от степени овладения различными видами психической деятельности. В конечном счете, ребёнок сможет определять успешность научного поиска, глубину художественных откровений, мудрость повседневной жизни. Развитие всех данных качеств возможно через осуществление сердечного гуманно-личностного подхода к детям.
Для себя инструкцией по культивированию и взращиванию добрых и чистых детских душ я считаю широко известные произведения В. А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", а также "Письма к сыну". Данные произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.
В. А.Сухомлинский проанализировал все типы педагогически значимого общения, затронул многие аспекты содержания процесса общения ребенка с природой, с окружающим миром, с произведениями искусства, охарактеризовал принципы общения детей с педагогом, в коллективе и друг с другом, с представителями старшего поколения - дедушкой и бабушкой, отцом и матерью. "Тонкость чувств,- писал Василий Александрович,- воспитывается только в коллективе, только благодаря постоянному духовному общению с людьми...". При этом идею педагогического общения он рассматривал в единстве с деятельностью, с практикой.
Познавательная, учебная, трудовая, творческая, нравственная, эмоциональная деятельность поможет формированию личности ребёнка и коллектива в целом.
В нашем современном мире не достаточно давать только конкретные знания по предметам. Особое внимание важно уделять именно нравственному воспитанию детей. Если им не заняться сейчас, может случиться катастрофа. Подростки, с которыми я общаюсь, это в какой-то мере несчастное поколение, многих из них уже трудно перевоспитать, а порой даже невозможно: это дети, не привыкшие к духовному труду.
Школа не имеет такой воспитательной силы, как семья, дом, а родители подростков озабочены прежде всего тем, как выжить, и ни на что иное у них не остается ни сил, ни времени. Способ выживания, как правило, торговля, и все основные ценности лежат именно в этой области. Когда- то я спросила у своих выпускников, кем бы они хотели работать и где. И ребята отвечали, что их не особо интересует, где и как, главное, чтобы больше платили. Потому что в бедных семьях разговаривают главным образом о деньгах и где их заработать. Все это, конечно, нормально и по-человечески понятно, если есть нравственная основа. Но все дело в том, что такой основы зачастую нет. Задача педагога вложить нравственную основу в родителей. Это может происходить на собраниях, в индивидуальных беседах, в совместных мероприятиях, проводимых с родителями и детьми.
Так какой же смысл вложен в понятие “нравственная основа”?
Самый простой — соблюдение божьих заповедей. Всё главное в личности человека закладывается в детстве. Мы иногда ругаем старое дореволюционное обучение. Но дело в том, что там была основа, там дети читали Самую Главную Книгу — Библию. И к этому следует вернуться. Может быть по-иному, не обязательно в таком объеме, не такими методами. Но дело в том, что Библию необходимо знать каждому, потому что с этого начинается культура, начинается человек. И если вовремя не спохватиться, то мы можем потерять следующие поколения.
Конечно, сейчас старые методы уже не пригодны, следует искать новую форму, потому что дети уже другие, и потому что очень изменилась сама жизнь. Нравственное оздоровление общества может быть связано с Пушкиным, с поэзией, с культурой, с привлечением наших классиков, наших художников. Но опять-таки на основе евангельских заповедей. То есть совмещение светского и церковного воспитания. Такое совмещение, где главный упор делается на воспитании личности, воспитании человеческого достоинства.
В школе я работаю учителем изобразительного искусства, кубановедения, веду факультатив по Основам православной культуры, являюсь педагогом - организатором и классным руководителем. Я осознаю, что моя миссия - помочь ребёнку «построить свой храм». Я интересовалась у детей: почему они постоянно смотрят телевизор или сидят в интернете. Ответ был краток: “адреналин”. Видимо, нашим детям не хватает адреналина в настоящей жизни. Не хватает интересной работы, интересного общения...
Поэтому мне кажется очень важным, чтобы ребёнок мог не наблюдать срежессированную жизнь по телевизору, а жить и чувствовать. И тогда все будет нормально.
Среди учащихся я провела социологическое исследование. Ребятам был задан вопрос: «Какие направления воспитания молодёжи являются наиболее важными в настоящее время?» Ответы на этот вопрос следующие:
• нравственное – 52,3%;
• правовое – 10,0%
• семейно-бытовое – 10,4%
• физическое – 11,4%
• патриотическое – 16,1%
Таким образом, наиболее значимыми подрастающему поколению кажутся такие направления воспитания, как нравственное и патриотическое.
Ребятам интересно участие в общественной жизни. Проведя мониторинг, я увидела, что подавляющее большинство учащихся имеют потребности в реализации своей социальной активности через участие в деятельности различных молодёжных организаций. Тогда моя воспитательная система была сориентирована на развитие творческого потенциала ученика. Мои ученики являются активными членами волонтёрской организации. Они регулярно проводят среди ребят профилактические занятия и тренинги, массовые акции, выставки, соревнования, игры, ведут подготовку других волонтерских команд из детей нашей школы, занимаются творческой деятельностью (разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов). Проведя социальные опросы населения, обработав данные, планируют и помогают тем, кому необходима помощь (пенсионеры, ветераны войны и труда, детский садик). Да, ребята творят добро. Безвозмездно, не преследуя корыстных целей.
На своих уроках я стараюсь ставить перед учениками цель, к которой можно стремиться. Таким примером является Кирилл Васильевич Россинский… В истории Кубанского казачьего войска не было более уважаемого и любимого войскового священника. Он был незаурядной личностью: много читал, писал стихи, слыл искусным врачом, интересовался естественными науками, описывал редкие природные явления. Он не только сам стремился к знаниям, но и доказал казакам пользу «учения книжного». Светлому делу распространения грамотности на Кубани посвятил К.В.Россинский всю свою жизнь. При его непосредственном участии открывались школы и училища, библиотеки и музеи. Кирилл Васильевич помогал получить образование детям–сиротам. Каждый год на его иждивении находилось 10-12 сирот, содержавшихся на его личные средства. Россинский приобрел, по свидетельству современников , «любовь, уважение и признательность во всей Черномории».
Мне кажется, что Кирилла Васильевича тоже можно назвать волонтёром, но другого времени. Мои ребята- волонтёры могут считать себя достойными продолжателями благих дел, в основе которых был К.В.Россинский.
На уроках кубановедения я стараюсь привить ребятам любовь к своей малой родине. Ведь человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа.
Обращаюсь я к народному искусству и на уроках ИЗО. Именно народное искусство включает духовный опыт народа и выражает его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.
Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.
Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют предмет социальной востребованности и актуальности.
Дети наши должны быть готовы ко всему. Педагогу доверено закалять человека физически и духовно. Я учу не только любить, но и ненавидеть, быть беспощадным к врагу, если он посягает на свободу и независимость нашего Отечества. Это и есть высшая человеческая красота - вершина гуманизма, подлинной человечности. Человек, которого мы воспитываем и которому быть гражданином общества, беречь и хранить наше Отечество, умножать наши материальные и духовные ценности,- этот человек должен быть великим, духовно богатым и красивым во всех сферах жизни, во всех многогранных и неисчерпаемых отношениях. Ему надо быть готовым свершить подвиг не только на поле боя, но и в повседневной жизни. Он должен быть готовым и к тому, чтобы годами ухаживать за больным, прикованным к постели, чтобы, услышав в темную ночь стон одинокого старого человека, прийти к нему на помощь без чьего бы то ни было зова - просто по велению своего сердца. Он должен быть любящим, искренним, чутким, заботливым сыном своей родной матери - без этого он не имеет морального права называться человеком, сыном своей Родины. Он должен уметь читать человеческую душу, уметь увидеть, понять, почувствовать разумом и сердцем горе, печаль, волнения своего соотечественника, прийти ему на помощь. Это высшая человеческая грамота, выраженная величественными словами нашего принципа: человек человеку - друг, товарищ и брат.

4 комментария:

  1. А знаете, Владлена Валерьевна, для меня книги Сухомлинского - настольные. Закладочки, пометки на полях. С этого начинала путь в педагогику...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, наша Россия богата великими умами. И.П.Иванов,В.А.Сухомлинский ,Ш.А.Амонашвили... Учитель должен не только учить, но и учиться сам. С этого , действительно , нужно начинать свой путь в педагогику. Да и потом не помешает возвращаться в "закладочки и пометочки".

      Удалить
  2. Серьезная статья, Владлена Валерьевна. Есть над чем подумать и над чем серьезно задуматься....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, мне кажется, что наша главная цель- воспитать ЧЕЛОВЕКА. Не все ребятки станут физиками, химиками, художниками, а вот Человеком..! Вот к этому мы и должны стремиться.

      Удалить