среда, 29 января 2014 г.

Илья Муромец- защитник Земли Русской



В рамках военно-патриотического месячника мы рассказываем ученикам о великих битвах и великих воинах нашей многострадальной Руси. Я предлагаю вспомнить об одном из защитников Земли Русской - Илье Муромце (по прозвищу Чоботок). Этот богатырь часто упоминается в различных былинах. Но не все знают, что не выдумал его Боян, а  жил он на самом деле неподалеку от Мурома.
В былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу, защищая Русь от половцев. Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось крайне мало. Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии Муромца относятся к XVI в. Известно, что сперва мощи богатыря находились в гробнице при Софийском соборе, а потом были перенесены в лаврские пещеры.
В 1988 году была проведена экспертиза  мощей св. Илии Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика. Результаты исследований поразительны. Возраст былинного богатыря специалисты определили в 40-45 лет плюс 10 лет ввиду его специфического заболевания. Криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет Ильи Муромца.
Предполагается, что родился Илья около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, сына Тимофеева и его жены Евфросиньи. Медэксперты датировали останки богатыря XII веком. В детстве и юности Илья страдал параличом, однако не роптал на судьбу, не жаловался, только молился со смирением. При обследовании тела преподобного анатомы действительно отметили в поясничном отделе тела Ильи искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род — все мальчики будут рождаться калеками. Через 10 лет родился Илья, и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой. И горевал Илья лишь о том, что если б был он здоров, то «не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам». Вот и услышал Господь чистую молитву Ильи. Однажды в дом вошли  странники и властно сказали ему: «Поди и принеси нам напиться!». Илья, послушный, кроткий, проводивший все время в молитвах, не мог ослушаться старцев и обидеть их. Искренне желая выполнить их волю, он встал на ноги и, таким образом, исцелился. Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. От этих же странников Илья получает благословение биться с врагами земли родной. После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг — победа над Соловьем-разбойником. Исследователи считают, что Соловей-разбойник — не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом. До пострига Илья состоял в княжеской дружине. Мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.
С современной точки зрения, рост богатыря  был чуть выше среднего - 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном.  Прославился Илья Муромец многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. События тех далеких лет драматичны. В 1157-1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским, а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по несколько раз. Вдобавок, в борьбу за великокняжескую власть вмешались половцы, совершившие в 1173 и 1190 годах опустошительные набеги на Киевские земли. И при обследовании тела Ильи Муромца специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой стал жертвой одного из таких набегов. Произошло это печальное событие в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск смоленского князя Рюрика Ростиславовича и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. После тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Это обычный шаг для православного воина – сменить меч железный на меч духовный и дни в сражении за блага небесные. Преподобный Илия не первый и не последний воин, поступивший так. Вспоминаются тут и святой князь Александр Невский, и воины Пересвет и Ослябя, проходившие послушание под началом преподобного Сергия Радонежского и геройски погибшие на Куликовом поле. Проведенная медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном.
Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году, в числе еще 69 угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий